Из чего состоит велосипед? | Устройство современного велосипеда

Современный велосипед – сложное техническое устройство

Первый велосипед, который изобрели в 1817 году, мало чем похож на современный байк. В отличии от своих прародителей, современный велик имеет гораздо большее количество узлов и агрегатов, которые добавляют комфорта и упрощают использование велосипеда. Знание его устройства поможет не только не испугаться внезапной поломки в дороге, но и не даст себя обмануть недобросовестным веломастерам! А еще, это действительно интересно и познавательно.

Из чего состоит велосипед

Содержание

  1. Рама
  2. Вилка
  3. Колёса
  4. Система шатунов
  5. Органы управления
  6. Система переключения передач
  7. Тормоза

Рама

Важнейший элемент велосипеда, от которого зависят ездовые характеристики: геометрия рамы определяет его предназначение, а также влияет на управляемость и стабильность в движении. От материала зависит комфорт и жёсткость конструкции.

Рама велосипеда может быть:

  • без амортизатора (хардтейл ”hardtale” – с анг. “жёсткий хвост”)
  • С амортизатором – это уже будет двухподвес (full-suspension – с анг. «полная амортизация).

Вилка

Первично предназначена для того, чтобы держать переднее колесо.

Все вилки можно разделять по следующим критериям:

  • Жёсткая (ригидная) или амортизирующая
  • Под какой диаметр колеса изготовлена
  • Ход вилки. Если вилка амортизационная, обычно равен значению от 100 до 200мм
  • Стандарт крепление тормоза. Под ободной или дисковый тормоз
  • Диаметр штока вилки. Чаще всего на современных велосипедах можно встретить прямые штоки диаметром 1.1/8” и конусные, где в нижней части диаметр штока равен 1,5”, а в верхней 1.1/8”.

устройство велосипедной вилки

Колёса

Как устроено колесо

Всегда круглые, и есть у каждого велосипеда!)

Каждое колесо состоит из:

  • Втулки
  • Спицы
  • Ниппеля
  • Ободья (обычно говорят – обода)
  • Ободная лента
  • Покрышки

колесо велосипеда

Втулки обеспечивают вращение колёс с помощью подшипников, спицы и ниппеля соединяют между собой втулку и ободья. Ободная лента крепится на внешнюю сторону обода и защищает камеру от возможных проколов изнутри об острые края обода.

Бескамерная резина на велосипеде

Колёса велосипеда могут быть как камерными, так и бескамерными.

В первом случае используется камера, которая держит давление, а сверху уже находится покрышка – абсолютное большинство велосипедов "с завода" выходит именно на камерах, хоть и может иметь подготовленные под использование обода.

Если колесо бескамерное, используют специальный бескамерный ниппель (не путать с ниппелями, которые держат спицы!), специальную герметичную бескамерную ободную ленту и герметик для устранения проколов.

Кривошипная система (система шатунов) и каретка

Состоит из шатунов и вала, вал иногда является частью каретки («квадрат», Octalink, ISIS) а на современных системах обычно запрессован в правый шатун (системы стандарта Hollowtech 2 от Shimano). К системе крепятся одна или несколько передних звезд, к шатунам крепятся педали. Каретка, как и втулки, содержит внутри подшипники (чаще всего – промышленные).

Органы управления

Рулевое управления 

"Кокпит" (велосипедный сленг) включает в себя:

  • Руль
  • Вынос руля
  • Грипсы

руль велосипеда

От ширины и подъема руля зависит точность управления, а также посадка велосипедиста. Руль в свою очередь крепится к выносу руля, который также может обладать разным размерами – длинами и углами наклона. Грипсы (или рукоятки велосипеда) влияют на комфорт и удобство управления байком. Изготавливаются из различных материалов, различаются по типу закрепления на руле (с одним фиксатором, с двумя, без – держатся за счёт хороших фрикционных свойств материала).

Рулевая колонка

Предназначена для плавного и лёгкого вращения руля.

Рулевые колонки подразделяются по типу на:

  • Интегрированные (Integrated)
  • Полу-интегрированные (Semi-intagrated)
  • Резьбовые

Состоит из подшипников, чашек, крышки рулевой, опорного и фиксирующего кольца.

В интегрированных рулевых чашки являются частью рамы.

Делятся на размеры, исходя из диаметра штока вилки (прямой, конусный).

Хорошая рулевая прослужит вам верой и правдой много лет! Скорее всего, даже переживет ваш велосипед.

Седло и подседельный штырь

В первую очередь седло должно соответствовать вашим антропометрическим параметрам. Если вам больно и не комфортно сидеть на седле вашего велосипеда – не спешите покупать огромное мягкое седло. Хоть вам и будет удобно, с физиологической точки зрения оно будет вам сильно вредить, особенно это касается мужской части населения.

Для того, чтобы подобрать седло правильно – вам необходимо измерить расстояние между вашими седалищными костями. Сделать это можно самостоятельно в домашних условиях или обратиться в специализированную студию, предоставляющую услуги по "настройке" вашей посадки – Bike Fit. От себя можем рекомендовать московскую студию Go Flow.

Подседельные бываю разных диаметров – подбирается под диаметр подседельной трубы рамы. Самые популярные типоразмеры: 30,9мм; 31.8мм; 27,2мм. 

Также отличаются по материалам, из которых изготовливаются, но преимущественно – алюминиевые. Бывают регулируемыми (для таких дисциплин, как эндуро).

Система переключения передач

Включает в себя:

  • Переключатель передач (два или один)
  • Манетки (шифтеры)
  • Тросы и рубашки – связывают манетку с переключателем
  • Цепь – передает усилие с передних звезд на задние, а те, в свою очередь, на колесо
  • Передние звезда(ы)
  • Кассета или трещетка – располагается на втулке заднего колеса, состоит из набора шестернок (звезд)

система переключения передач велосипеда

Конфигурация системы переключения (количество и размер звезд в кассете, наличие переднего переключателя и т.д. и т.п.) зависит от назначения велосипеда.

Тормозная система

Велосипедные дисковые тормоза подразделяются на 2 типа по принципу работы:

  • Механические
  • Гидравлические

Вне зависимости от типа, каждый тормоз состоит из:

  • Тормозной ручки
  • Гидролинии или троса
  • Калипера (автомобильное название – суппорт)
  • Тормозного диска

На велосипедах с ободными тормозами отсутствует калипер – колодки подводятся напрямую тросиком. Обод выступает в качестве тормозной поверхности.

устройство тормоза велосипеда

Статья подготовлена специально для Bikemonster.ru

Комментарии
Отзывов еще никто не оставлял
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину
Обратный звонок
Запрос успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Заказ в один клик
С помощью уведомлений о заказе можно не только получать актуальную информацию по заказу, но и иметь быстрый канал связи с магазином